Юго-Западный административный округ

Требования к результатам овладения основными образовательными направлениями специальной поддержки основной образовательной программы.

Данное направление предусматривает: развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

Данное направление предусматривает: развитие речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

Ожидаемые результаты:

  • умение слухозрительно воспринимать (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов или / и кохлеарного импланта и слухового аппарата или двух кохлеарных имплантов) речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты диалогического и монологического характера), связанный с урочной и внеурочной деятельностью обучающихся;
  • умение слухозрительно воспринимать речевую информацию на фоне негромкой речи, музыки; слухозрительно воспринимать речь разных дикторов (учителей и детей) в нормальном и более быстром темпе;
  • умения опознавать на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов или / и кохлеарного импланта и слухового аппарата или двух кохлеарных имплантов) речевой материал (слова, словосочетания, фразы), связанный с учебной и внеурочной деятельностью, который отрабатывался на индивидуальных занятиях, распознавать на слух незнакомый по звучанию речевой материал, связанный с учебной и внеурочной деятельностью обучающихся; воспринимать на слух тексты диалогического и монологического характера (до 10- 15 предложений), опознавать фразы, слова и словосочетания из текста, предъявленные вразбивку, отвечать на вопросы и выполнять задания, пересказывать тексты, вести диалог по содержанию текста;
  • умение говорить достаточно внятно[1], т.е. понятно для окружающих, и естественно, в нормальном темпе, пользоваться голосом нормальной высоты, силы и тембра, воспроизводить слова слитно, с ударением, сохраняя звуковой состав и соблюдая орфоэпические правила, фразы – слитно или деля паузами на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, по – возможности соблюдая мелодический контур фраз; владение навыками самоконтроля; знание орфоэпических правил и умения их реализовывать в новых словах; умения использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (в рамках речевого этикета);
  • умение вести разговор с двумя и более собеседниками (с помощью учителя и самостоятельно);
  • умение использовать словесную речь как средство достижения цели в новых ситуациях общения с новыми сверстниками, незнакомыми взрослыми, в мероприятиях школьного и внешкольного характера, применяя разные формы речи и речевые конструкции, обеспечивающие взаимопонимание (с помощью учителя и самостоятельно).

Овладение глухими обучающимися жизненной компетенцией.

Итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции преимущественно являются личностные результаты. Специальные требования к ним определяются по каждому направлению развития жизненной компетенции.

  1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Данное направление предусматривает развитие у обучающихся адекватных представлений о его собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения.

Ожидаемые результаты:

  • умение различать социальные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется,
  • представление о собственных возможностях и ограничениях здоровья,
  • умение вступать в коммуникацию со взрослым, в том числе, на предмет разрешения ситуаций, связанных с теми или иными ограничениями здоровья,
  • умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей для их разрешения (например, приём медицинских препаратов, вакцинация, ограничения в еде, режиме физической нагрузки и т. п.),
  • умение словесно описать возникшую проблему (мне надо спросить у мамы, можно ли мне…; врач не разрешил мне...; спросите у моей мамы, пожалуйста; позвоните моим родителями и т. п.),
  • умение пользоваться специальной (тревожной) кнопкой на мобильном телефоне в экстренных случаях,
  • умение написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему собственного жизнеобеспечения (Я забыл ключи, жду тебя у подъезда. У меня болит живот, забери меня из школы. У меня не работает аппарат, села батарейка, а запасной нет и др.),
  • умения вступать в устную коммуникацию со взрослыми и сверстниками (диалог, полилог), слухозрительно воспринимать речь партнеров, говорить достаточно внятно и естественно, понятно для окружающих, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммукации (выражение лица, позу, пластику и др.); при затруднении в устной коммуникации самостоятельно сообщать речевым партнерам, использовать в общении письменную речь, естественные жесты и др.,
  • умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и/или имплантами и другими личными адаптивными средствами в разных ситуациях (радиосистемой, выносным микрофоном и т. п.),
  • умение попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении,
  • умение выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему устно и письменно, иметь достаточный запас фраз и определений (я не слышу, помогите мне, пожалуйста; я не понял, повторите, пожалуйста; напишите, что Вы сказали; у меня болит …, эту прививку мне делать нельзя; у меня аллергия на …, поэтому я не могу есть… и т. п.),
  • стремление самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками,
  • умение обращаться к учителю в случае, когда, по мнению ребёнка, возникает угроза жизни и здоровью (например, вымогательство, угроза расправы, насилие, склонение к противоправным действиям против третьих лиц, к употреблению наркотических и психотропных веществ и т. д.),
  • умение сформулировать возникшую угрозу и иметь для этого минимально необходимый запас слов и определений (мне угрожают, мне страшно, у меня отобрали … и т. п.).
  1. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Данное направление предусматривает: формирование у ребёнка активной позиции и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания (дома и в школе); формирование стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту; освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей; формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному; ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми; формирование стремления и желания участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимания того, что праздники бывают разными.

Ожидаемые результаты:

  • прогресс в самостоятельности и независимости в быту,
  • прогресс в самостоятельности и независимости в школе (ребёнок умеет самостоятельно готовить к уроку рабочее место и убирать его после урока, переодеваться, собирать вещи в сумку и т. д., не обращаясь за помощью к взрослым),
  • представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность за выполнение домашних дел,
  • владение достаточным запасом фраз и определений для участия в повседневных бытовых делах,
  • представления об устройстве школьной жизни, умения ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений,
  • умение ориентироваться в расписании занятий,
  • умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность,
  • умение включаться в повседневные школьные дела, используя словесную речь,
  • стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника,
  • умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности, выбирать ту долю участия (занятия, дела, поручения), которую действительно можно выполнить в соответствии с требованиями данного детского коллектива.
  1. Овладение навыками коммуникации

Данное направление коррекционной работы направлено на формирование знаний о правилах коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях, расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Ожидаемые результаты:

  • умение решать актуальные житейские задачи с использованием всех доступных для ребёнка средств коммуникации
  • умение начать, поддержать и завершить разговор на доступную тему, задать вопрос, выразить свое намерение, просьбу, пожелание, опасения;
  • умение вести разговор в ситуации общения c двумя и более собеседниками.
  • умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации, проявляя гибкость в вариативности высказывания, в выборе средств общения, использовать речевые конструкции, формы, типичные для разговорной речи (в разговоре на доступную тему),
  • умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (можно я пересяду, мне не видно, я не понимаю, когда не вижу Вашего лица, я не понял, я не расслышал и т. д.),
  • умение обращаться за помощью к взрослым и сверстникам в трудных случаях общения,
  • владение простыми навыками поведения в споре со сверстниками (уважительно относиться к чужой позиции, уметь формулировать и обосновывать свою точку зрения, проявлять гибкость и т. д.),
  • умение использовать при поддержке взрослых коммуникацию как средство достижения цели в новых ситуациях общения с новыми сверстниками, незнакомыми взрослыми, в мероприятиях школьного и внешкольного характера, гибко используя формы речи и речевые конструкции, обеспечивающие взаимопонимание,
  • умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т. д. (Нет, спасибо. К сожалению, я не могу. Извините, но мне это неприятно; Большое спасибо. Я вам/тебе очень благодарен, вы/ты мне очень помогли/помог; Мне так жаль. Могу ли я вам/тебе чем-нибудь помочь? Я вам/тебе искренне сочувствую. Это мамина вещь, поэтому брать её нельзя. Извини, но мне не разрешают меняться. Я не могу принять такой подарок. Он очень дорогой и др.),
  • умение получать и уточнять информацию от собеседника, используя продуктивные речевые высказывания, т. е. отвечающие ситуации общения и передающие мысль в наиболее понятной и лаконичной форме (Повторите, пожалуйста, я не услышал. Я не совсем понял, что ты имеешь в виду. Правильно ли я вас/тебя понял. Вы/ты сказали/сказал, что … ),
  • освоение культурных форм выражения своих чувств,
  • умение выражать или сдерживать свои эмоции в соответствии с ситуацией общения.
  • стремление и готовность активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе устной речи,
  • стремление и готовность слухозрительно воспринимать устную речь взрослых и сверстников (при использовании слуховых аппаратов /имполантов),
  • стремление и готовность говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, соблюдая орфоэпические нормы родного языка, пользоваться голосом нормальной силы, высоты и тембра, изменять силу голоса, пользоваться шепотом с при необходимости,
  • умение реализовывать в самостоятельных устных высказываниях грамматические правила родного языка,
  • представления о внятности собственной речи и возможностях слышащих людей понимать её,
  • умение ребёнка следить за тем, понимает ли собеседник его речь .
  • владение достаточным уровнем речевого развития для объяснения собеседникам трудностей в устной коммуникации (Понятно ли я говорю? Нужно ли мне повторить сказанное? Пожалуйста, дайте мне знать, если моя речь станет непонятной (невнятной, неразборчивой).
  • расширение круга ситуаций, в которых ребенок может использовать коммуникацию как средство достижения цели,
  • представление об особых способах коммуникации глухих людей между собой.
  1. Дифференциация и осмысление картины мира

Данное направление коррекционной работы направлено на расширение и обогащение опыта практического взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, развитие адекватного представления об опасности и безопасности; формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве адекватно возрасту ребенка; формирование умения устанавливать связь между событиями собственной жизни и природным порядком; формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к изучению всего нового, пониманию значения собственной активности во взаимодействии со средой; развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.)

Ожидаемые результаты:

  • адекватность поведения ребенка, с точки зрения безопасности происходящего для него самого и других людей, сохранности окружающей предметной и природной среды; способность прогнозировать последствия своих поступков для себя и окружающих;
  • понимание значение символов, фраз и определений, обозначающих опасность, и уметь действовать в соответствии с их значением (опасно для жизни; не подходи, убьёт; осторожно, скользко; осторожно, сосульки, купаться в этом месте запрещено; не заплывать за буйки и др.);
  • применение вещей в соответствии с их назначением, общепринятым порядком их использования, и с характером наличной ситуации;
  • расширение личного пространства ребёнка как накопление им разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, транспорт, дача, парк и др. Включение их в повседневную жизнь ребёнка;
  • владение запасом фраз и определений, достаточного для выражения своих впечатлений, наблюдений, действий, коммуникации и взаимодействия с другими людьми в пределах расширяющегося личного пространства;
  • рзвитие восприятия социально значимых звуков окружающего мира, развитие восприятия музыки, приобщение к музыкальному искусству, различным видам музыкально –исполнительской деятельности,
  • умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве;
  • понимание взаимосвязи порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе.
  • владение достаточным запасом фраз и определений для передачи личных впечатлений, их взаимосвязи с явлениями окружающего мира;
  • развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым и сверстниками исследовательскую деятельность, используя словесную речь (Что это такое? Что это значит? Как это происходит? Почему? Что будет, если… Давайте попробуем сделать так… Как это работает? Объясните мне, пожалуйста, как… Я впервые обратил внимание…, Я заметил, что… Я попробовал, и у меня получилось… Я не могу понять, почему… Это что-то новое… Мне это незнакомо… Я раньше не замечал, а сейчас увидел… Это очень интересно… Я долго наблюдал и понял, что… и т. д.);
  • накопление опыта освоения нового во время экскурсий и путешествий;
  • умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
  • умение принимать и включать в свой личный жизненный опыт мнение других людей;
  • умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми, иметь для этого достаточный запас фраз и определений.
  1. Дифференциация и осмысление адекватно возрасту ребёнка его социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.

Данное направление коррекционной работы направлено на формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях со взрослыми (с учетом их социальных ролей) и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми; со слышащими людьми на основе устной речи и, при желании обучающихся, с лицами, имеющими нарушения слуха, на основе жестовой речи; расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении; формирование знаний о морально -нравственных ценностях (с учетом возраста ребенка, особенностей его развития) и их реализация в повседневной жизни; формирование представлений о социокультурной жизни лиц с нарушенным слухом; освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов; овладение речевым этикетом; целенаправленная организация общения учащихся с нарушенным слухом конкретной школы между собой и со слышащими детьми.

Ожидаемые результаты:

  • знание правил поведения в разных социальных ситуациях со взрослыми (с учетом их социальных ролей) и детьми разного возраста: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т. д., в том числе правил речевого этикета при устной коммуникации;
  • использование словесной речи для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса (извините, не могли бы вы; я не помешаю вам?; будьте добры; можно мне…? и др.);
  • умение адекватно применять те речевые средства, которые соответствуют коммуникативной ситуации, правильно употреблять в устной речи обращение «Вы» или «Ты» согласно статусу собеседника;
  • общие представления о разнообразии сообщества глухих людей с учетом уровня их образования, социокультурных потребностей и возможностей, включая владение словесной речью, связанной, в том числе, с особенностями восприятия окружающего мира, а также коммуникацией на основе активного использования жестового языка;
  • стремление и готовность участвовать в различных видах совместной деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха;
  • умение ребёнка адекватно использовать принятые в его окружении социальные ритуалы;
  • умение выражать или, напротив, сдерживать свои эмоции в зависимости от произошедшего события (радость или горе, праздник или траур).;
  • умение выбирать адекватные речевые средства для корректного выражения благодарности, сочувствия, отказа, недовольства, намерения, просьбы, опасения;
  • понимание недопустимости выяснения информации сугубо личного характера при общении с учителем или незнакомым взрослым (например, не задавать нескромные вопросы, касающиеся личной жизни педагога, его отношения к религии и т. п.);
  • умение проявлять инициативу, но не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
  • умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта;
  • расширение круга освоенных социальных контактов;

умение общаться с учащимися с нарушенным слухом своей школы на темы, соответствующие возрасту детей.