Суть инновационного проекта
Дифференциация коррекционно-образовательного процесса осуществляется:
- по уровню образования, соотношению «академического» и социального компонентов на каждом возрастном этапе;
- по структуре и частичной вариации содержания образовательной программы;
- по психолого-педагогическим условиям осуществления обучения, воспитания и развития детей.
На каждом возрастном этапе выделяются несколько уровней образования коррекционной направленности. Они ориентированы на формирование у ребенка адекватных его состоянию психического здоровья и потенциальным возможностям «академических» знаний, умений, навыков и расширение области жизненной компетенции.
Комплексная коррекционная психолого-педагогическая технология (ККППТ) – это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех коррекционных психолого-педагогических действий, включая:
- разработку мероприятий общепедагогического порядка, обеспечивающую реализацию особых образовательных потребностей аномального ребенка,
- нормализацию социальной среды его жизнедеятельности,
- восполнение или замещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций, преодоление или ослабление недостатков физического и психического развития.
Многоуровневая коррекционно-образовательная программа задает стратегию фронтального и индивидуального обучения и воспитания аномальных детей на протяжении раннего, дошкольного и школьного возраста. В ее рамках для каждого воспитанника разрабатывается образовательный маршрут, обеспечивающий на протяжении длительного возрастного периода (от 2 месяцев до 16 лет) социальное, познавательное и личностное развитие ребенка с тяжелыми нарушениями.
В образовательной программе зафиксированы основные цели, задачи и направления коррекционно-образовательной деятельности.
Цели коррекционно-образовательной деятельности конкретизируются задачами структурных подразделений:
- «Служба ранней психолого-медико-педагогической помощи»,
- «Лекотека»,
- «Группы кратковременного пребывания детей»,
- «Дошкольное отделение»,
- «Школьное отделение».
Практическая реализация многоуровневой коррекционно-образовательной системы возможна в условиях автономных комплексных медико-диагностико-коррекционно-образовательных центров (МДКОЦ) помощи детям с особенностями психофизического развития. Преобразование государственных учреждений в автономные позволит внедрять новые механизмы финансово-хозяйственной деятельности. Это будет способствовать введению в коррекционный процесс современного дорогостоящего оборудования, разработке и применению новых образовательных программ.
Наиболее важные результаты инновационной деятельности за 2013 г
1. В рамках инновационного проекта на площадке XVII РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА (28.03. 2013 г. Москва, КВЦ «Сокольники») проведена практическая конференция на тему: «Из опыта работы педагогов с семьями детей, посещающих Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы специальная (коррекционная) начальная школа- детский сад V вида № 1708».
2. В рамках инновационного проекта проведен профессиональный конкурс педагогов ГБОУ №1708 «Лучший специалист 2012-2013 года».
3. В рамках ВТОРОГО ФЕСТИВАЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «СТАРТ АП» (г. Москва, Центральный Дом Художника, 26 апреля 2013 г.) проведена научно-практическая конференция на тему: «Сотрудничество педагогов и родителей детей с различным состоянием физического и психического здоровья в коррекционном образовательном учреждении V вида».
4. В рамках серии «Современные образовательные технологии сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи» опубликованы методические рекомендации, посвященные обучению детей с различным состоянием здоровья (всего опубликовано 5 методических рекомендаций).
5. Опубликована первая часть монографии: Новикова Т.Н., Родин Ю.И. «Система многоуровневого обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи». – М.: «Гриф и К». – 2013. – 104 с.
6. Подготовлены к печати методические материалы, посвященные диагностике физического и психического здоровья детей двух месяцев – шестнадцати лет с тяжелыми нарушениями речи.